от 419 999 за м2
Внесенные изменения в ФЗ-214 о долевом строительстве в этом году вызвали много споров и оказался весьма противоречивым.
Цель данного законодательного документа благородна - сделать рынок жилья безопасным для граждан, работающим по понятным и прозрачным правилам.
Однако уже сейчас поправки в закон вызвали замедление темпов ввода жилья на 3-4% за прошедшие 10 месяцев этого года. А по многоквартирным домам это снижение составило 14%!
Возникают вопросы о внедрении системы так называемых эскроу-счетов, то есть специальных счетов в определенных банках, на которые будут поступать средства граждан. Продавать квартиры напрямую застройщик больше не сможет. В случае просрочки сдачи объекта более чем на шесть месяцев, покупатель сможет забрать свои деньги обратно.
Банковское сопровождение сделок теперь обязательно, нецелевое использование находящихся на специальных счетах средств исключено. При этом собственный капитал застройщика должен быть не меньше 10%.
Такие жесткие требования к застройщикам могут привести к уходу ряда игроков с рынка, а также, как ни странно, спровоцировать волну долгостроя.
Выжившие девелоперы, столкнувшись с удорожанием себестоимости проектов, будут вынуждены поднять цены на жилье. Для того, чтобы избежать далеко идущих последствий таких перемен, необходимо очень серьезно подойти к дальнейшему законодательному регулированию всех этих вопросов.
Минстрой обещает, что в следующем году будет принято несколько важных конструктивных решений, которые помогут преодолеть возникшие сложности. Планируется внедрение определенных механизмов государственной поддержки, которые помогут ряду застройщиков остаться на плаву в это непростое время.
Согласно Приказу Минстроя России от 08.06.2018 № 341/пр «Об утверждении Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» уточнен перечень сведений, подлежащих включению в заключение госэкспертизы.
Такими сведениями являются: заключение экспертизы и об организации, проводившей экспертизу; сведения о документах, представленных на экспертизу; описание рассмотренных материалов (документации); выводы по результатам рассмотрения представленных материалов; общие выводы по результатам экспертизы; сведения о лицах, аттестованных на проведение экспертизы, подписавших заключение экспертизы.
Установлены данные требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения экспертизы в отношении следующих объектов экспертизы: проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В первую очередь, это связано с переходом к ведению единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ). Информация о застройщиках и их проектах будет доступна в цифровом виде, что позволит потенциальным покупателям оценить надежность тех или иных застройщиков и принять информированное решение.
В соответствии с новыми правилами (федеральный закон от 03.08.2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), строительство за счет бюджетных средств и средств государственных компаний и корпораций будет подвергаться государственной экспертизе, в ходе которой будет оцениваться как сама проектная документация, так и смета на строительство на предмет ее достоверности. Появляются такие критерии оценки, как санитарно-эпидемиологические требования, экологические параметры, защита объектов, имеющих историческую и культурную ценность, ядерная безопасность, промышленная безопасность, надежность и защищенность электротехнических объектов, антитеррористическая безопасность.
Экспертизу должны проводить квалифицированные и уполномоченные государством специалисты.
Четкая регламентация всего процесса государственной экспертизы несомненно поможет улучшить качество проектной документации.
Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» теперь позволяет не получать разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта ИЖС.
Вместо разрешений введен уведомительный порядок начала и окончания строительства ИЖС и садовых домов, по установленным требованиям, среди которых:
- отдельно стоящее здание, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
- не более 3-х надземных этажей;
Такой подход позволит решить проблему возведения под видом объектов ИЖС многоквартирных домов.
Данные поправки призваны упорядочить государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции ИЖС.
Отраслевой Приказ Минстроя от 19.09.2018 г. N 591/пр указывает, что о планирующемся строительстве необходимо уведомлять соответствующие органы исполнительной власти, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. Об окончании строительства объекта или о начале его реконструкции застройщик также обязан уведомить органы власти.
В ответ на оба уведомления представители власти проводят соответствующую проверку и выдают документ, подтверждающий соответствие параметров объекта указанным в уведомлениях и допустимость строительства на данном участке.
Уведомления подаются установленной формы, прописанной в данном приказе.
4 августа 2018 г. вступили в силу положения Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми изменен порядок продления срока действия разрешения на строительство.
Теперь для того, чтобы продлить разрешение на строительство, необходимо уведомить власти не за 60 дней, как раньше, а за 10 дней до окончания срока действия разрешения. При этом строительство должно быть уже начато, а уполномоченные органы должны быть уведомлены о его начале.
Добавлены два основания, по которым застройщику может быть отказано в продлении срока разрешения на строительство: фактические работы по строительству объекта не начаты; застройщик не направил извещение о начале строительных работ (в случае, когда направление такого извещения является обязательным).
В соответствии с обновленной ст. 49 ГК РФ государственный надзор применяется к объектам капитального строительства, подлежащим госэкспертизе, к местам массового пребывания граждан, а также к тем объектам, сметную стоимость которых необходимо проверять по закону.
Модификации проекта или вносимые в него изменения теперь требуют дополнительной экспертизы.
Строящиеся здания поделены законом на три группы риска, в соответствии с которыми определяется частота проверок:
По данным Минстроя, в фонде нормативных технических документов в строительстве содержится 314 сводов правил, из которых 184 разработаны в 2015-2017 годах, 130 содержат положения, актуализированные за последние 3 года. Из них порядка 70 содержат принципиально новые для строительной отрасли требования и положения.
Большинство разработанных документов в 2018 г. касаются безопасности (актуализированные версии СП доступны на сайте ФАУ ФЦС).
Определена шкала сейсмоустойчивости (СП 14.13330.2018), выработаны требования и правила эксплуатации к высотным зданиям, их пожарной безопасности (СП 267.1325800.2016 и 253.1325800.2016). Также разработана система требований к зданиям в районах, где есть опасность цунами (СП 292.1325800.2017).
Активная работа профильных ведомств над совершенствованием технической нормативной базы - одна из важных составляющих в реформировании рынка строительных и эксплуатирующих организаций.
По-прежнему, актуальными для обсуждения остаются вопросы внедрения информационного проектирования в строительную отрасль, механизмы которого поручено разработать Правительству РФ до 1 июля 2019 года. Нас ждет реализация приоритетных национальных проектов по развитию городской среды и ЖКХ, развития государственно-частного партнерства и пр.
Подводя итог, следует сказать, что строительная отрасль стремительно меняется в соответствии с реалиями развития России.
За решением проблем обманутых дольщиков, расселения аварийного и ветхого жилья, реформ ЖКХ и программами по повышению доступности жилья следует большая активная работа по созданию комфортной, безопасной и экологичной среды для жизни граждан.
Это Ваш гид по миру недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенном на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.